Прислать материал

«Относись к пациенту как к ближайшему родственнику». Хирург медцентра «Еламед» рассказал о своей работе

В июне двум рязанским хирургам присудили почётное звание «Заслуженный врач РФ». Формулировка — «за большой вклад в развитие здравоохранения и многолетнюю добросовестную работу». 62ИНФО побеседовал с одним из награждённых, врачом медцентра «Еламед» Юрием Кузнецовым.

— Юрий Нифонтович, как узнали о том, что президент страны Владимир Владимирович Путин присвоил вам звание «Заслуженный врач РФ»? Насколько это важно для вас?

— О награде узнал от ректора Рязанского медуниверситета, профессора Романа Евгеньевича Калинина. Он и поздравил меня первым. Сказать, что был ошеломлён, — ничего не сказать. Дальше поздравления семьи, друзей, коллег. Очень тепло поздравили в нашем медцентре «Еламед». Большое спасибо.

Я считаю, что это оценка не только моего труда, а всего коллектива БСМП, в которой я работал с момента окончания мединститута. Успех любой операции — это результат совместного труда всех сотрудников медучреждения, включая младший медперсонал и парамедицинские службы. Сбой любого звена может привести к тяжёлым осложнениям.

— Вы в профессии уже более 35 лет. Как приняли решение стать врачом? Почему выбрали именно хирургию?

— Мечты о будущей профессии начинаются с детства. И у каждого человека их обычно бывает много. Кем только мы ни мечтали стать во взрослой жизни… У меня реально ответ на этот вопрос более-менее созрел в старших классах средней школы. Было два варианта — мединститут или военное училище. Первое желание перевесило. И я сразу после школы, сдав выпускные экзамены, поступил учиться в Рязанский медицинский институт.

Учёба была интересная. Требования к студентам, успеваемости были на очень высоком уровне, за что огромное спасибо нашим преподавателям. Об этом мы всегда вспоминаем при встречах с коллегами-однокурсниками. Рейтинг выпускников Рязанского мединститута, ныне медуниверситета, всегда был и, кстати, на сегодня остаётся высоким.

Что касается выбора специальности — перед вами сидит несостоявшийся кардиолог, функциональный диагност. Да, да. Член кружка кардиологии, обложившийся имеющейся на тот день литературой по УЗИ сердца. После четвертого курса у нас была так называемая врачебная практика, во время которой мы, студенты, проходили занятия в лечебных учреждениях в качестве помощника врача по нескольким специальностям — терапия, хирургия, акушерство-гинекология. Мы окунулись в реальную практическую деятельность врача. Конечно, с пониманием на уровне студента.

Эта практика определила всю мою дальнейшую профессиональную жизнь. Мы проходили практику по хирургии на базе больницы имени Семашко, где заведующим был легендарный хирург Рязанской области Георгий Георгиевич Полит, учитель многих наших сегодняшних отличных хирургов, а ординаторами — ныне работающие профессор Сергей Николаевич Трушин, заведующий торакальным отделением ОКБ Евгений Константинович Суров. Отделение было базой кафедры факультетской хирургии РМИ, заведующим кафедрой — профессор Борис Яковлевич Гаусман, лекции которого я до сих пор помню. Влюбился в хирургию с её конкретностью и относительно быстрыми результатами лечения. Далее кружок по хирургии — и вся профессиональная жизнь в хирургии.

— После вуза вы пришли работать в БСМП — и остались на 35 лет. Что запомнилось больше всего?

— Естественно, незабываемы первые дежурства, первые удачи и первые неудачи. Мне очень повезло с коллегами. Я пришёл в коллектив высокопрофессиональных врачей и медсестер, которые делились своим опытом, знаниями. Очень им благодарен.

С этого года я перешёл на работу в медцентр «Еламед». Решение было непростым, но принято относительно быстро.

Мне сразу же понравился коллектив. Профессионалы своего дела. Хорошая материальная база. Втянулся. Сейчас я оперирующий хирург. Это моя основная работа. В настоящее время назначен заместителем главного врача по хирургии. Соответственно, объём работы увеличился. Мы работаем чуть больше полугода, пока мы в начале пути. Планы у нас большие, но реальные. Работа очень интересная. У нас высокопрофессиональные энергичные кадры и хорошая современная материальная база, которую будем дальше развивать.

— Благодаря работе в БСМП у вас огромный опыт с «экстренными» пациентами. В чем специфика такой работы? Каких качеств она требует от врача, что даёт ему?

— Вопрос интересный. Естественно, экстренная хирургия значительно отличается от плановой по ряду параметров. Основное отличие, на мой взгляд, — это умение врача в экстренной ситуации в кратчайшие сроки определиться с тактикой лечения больного при наличии минимального объёма данных о нём. При этом грань между жизнью и смертью в ряде тяжёлых случаев определяется не часами, а минутами. И тут важна не только правильная тактика, но и умение выполнить этот необходимый уровень хирургической помощи для спасения жизни пациента.

Нужны самообладание, выдержка и хороший запас знаний, опыт. Профессиональный рост хирурга достигается ежедневной работой над своим багажом знаний, как в практике, так и в теории. Чудес не бывает. За спиной каждого успешного хирурга стоит большой труд по совершенствованию своих как теоретических знаний, так и практических навыков. И для этого нужно время. В хирургии очень важен принцип «от простого к сложному». Нельзя его переступать. Любое неправильное действие оперирующего может привести к серьёзным осложнениям, вплоть до летального исхода.

Часто молодые хирурги обижаются, что, мол, не дают развернуться, выполнить большую операцию. Да всё будет, но не сразу. Операцию надо выполнять не ради операции в послужном списке, а для того, чтобы больной поправился с наименьшими потерями. Любая операция — это агрессия по отношению к организму больного. И она должна быть минимальной, а эффект максимальным. Важнейшие постулаты в медицине — «не навреди» и «относись к пациенту как к ближайшему родственнику».

— Действительно, иногда говорят, что «хирургам лишь бы резать». Стараетесь ли вы искать возможность избежать операции?

— У каждой медицинской специальности свои подходы к лечебному процессу. Но в корне не согласен с расхожим мнением, что хирургам лишь бы что-нибудь отрезать. Ничего подобного. Там, где есть возможность обойтись без операции, мы никогда её не предлагаем. Операция — всегда вынужденное действие. Просто из двух зол (да-да, зол, никто не говорит, что операция — это мёд) выбираем меньшее. Операция всегда несёт определённый риск.

— Многие считают, что в первую очередь врач должен быть хорошим диагностом. Что помогает вам — опыт, интуиция, современные методы?

— С этим не поспоришь. Без правильного диагноза невозможно эффективно лечить пациента.

Каждый из перечисленных вами факторов имеет значение. Очень важна помощь коллег, единомышленников. Консилиум. Мне в этом плане повезло. Вместе со мной работают специалисты высокого уровня. Никто не откажет в помощи. Центр наш многопрофильный. В каждом сложном случае мультидисциплинарный подход помогает нам выбрать правильную лечебно-диагностическую тактику.

Следует сказать, что даже на современном уровне развития медицины бывают случаи, когда диагноз правильный сразу не выставляется. В хирургии живота, особенно экстренной, часто мы видим последствия прогрессирования заболевания (например, перитонит). Причина его и окончательный диагноз выставляется в ходе операции. Подобные ситуации бывают и в плановой хирургии, когда идёшь на диагностическую лапаротомию, так как все использованные современные методы исследования не могут дать ответ.

— Есть ли случаи, пациенты, которые особенно запомнились?

— Конечно, они есть у каждого оперирующего хирурга. И хорошие, и грустные. Многие случаи остаются в памяти как видеохроника, в мельчайших деталях.

— Иногда врачам приходится терять пациентов. Как приходилось внутренне это принимать?

— В хирургии, особенно экстренной, без этого, к сожалению, не бывает. Есть случаи, когда медицина бессильна. Но любая потеря пациента, как бы она ни была обоснована течением заболевания, — это беда. Просто так это не проходит. Любой человек должен жить долго и счастливо в здравии.

— Врач — это профессия, предполагающая ненормированный рабочий график. Приходится задерживаться, оперировать в выходные... Как близкие относятся к этому?

— Мне в этом плане повезло. Мои родные к этому относятся с абсолютным пониманием. Могу рассказать случай из своей врачебной юности. Практически все врачи подрабатывали на дополнительных работах. Так получилось, что у меня через день были дежурства на основной работе. На подработке тоже получилось через день. И так четыре дня подряд. Дочку водили в ясли, только научилась говорить. На пятый день она меня, наконец, видит дома. Захожу домой и она бросается мне на шею с криком: «Ура-а, к нам папа опять пришёл домой!». Такое тоже не забывается.

— Были моменты, когда разочаровывались в профессии?

— Случаев разочарования в выборе профессии не было. Бог миловал. Жёсткие эмоции, переживания — да, были. Без них в нашей профессии не бывает.

— На ваш взгляд, каким людям точно не стоит идти в медицину? И какие качества, напротив, необходимы?

— На мой взгляд, самое страшное для врача, медсестры, да любого медика — это равнодушие к больному, его боли, проблемам. Равнодушному человеку нечего делать в медицине.

Желание помочь, сострадание — одни из важнейших качеств врача, которые абсолютно необходимы для формирования профессионала. И ещё — постоянная работа по расширению и совершенствованию своих профессиональных знаний и навыков.

— Если говорить о применении новых методов — как изменилась работа хирурга за те годы, что вы оперируете? Какие современные решения применяете?

— Основные принципы хирургии незыблемы. Но технический прогресс внёс очень серьёзные изменения в медицину, в частности, в хирургию. Мощное развитие получили малоинвазивные методы лечения. В плане хирургии это, конечно, эндоскопическая хирургия; касаясь хирургии органов брюшной полости — это лапароскопические методики. Мне очень повезло, что первую школу по лапароскопической хирургии прошёл под руководством профессора Вячеслава Петровича Сажина, одного из основоположников лапароскопической хирургии Советского Союза.

В нашем медцентре «Еламед» очень широко используем лапароскопические методики в лечении многих хирургических заболеваний органов брюшной полости и брюшной стенки. Хирургия желчнокаменной болезни, хирургия грыж — у нас рутинно лапароскопическая. Наш медицинский центр обладает мощной современной диагностической базой экспертного уровня — это клинико-биохимическая лаборатория, УЗ-диагностика, МРТ, рентгеновское оборудование, видеоэндоскопический комплекс. И это даёт нам возможность за очень короткий промежуток времени, буквально за часы, провести комплексное обследование пациента, поставить диагноз и выбрать правильную лечебную тактику.

Конечно, ни одно супероборудование ничего не стоит без хороших специалистов. На сегодня у нас в медцентре собрана высокопрофессиональная команда сотрудников. Дополняют это уютный стационар и современный операционный блок со всем необходимым оборудованием.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Читайте 62ИНФО


Новости партнеров