Прислать материал

https://www.traditionrolex.com/48

Путь до станции «Победа». Рязанские железнодорожники отказались взрывать вокзалы и ставили рекорды

Рязань может оказаться в числе первых в стране Городов трудовой доблести. Сейчас решается вопрос о присвоении этого звания. 62ИНФО продолжает цикл материалов, подтверждающих: наши земляки сделали немало для Победы.

Особой в годы войны была роль железнодорожников. Не зря знаменитый немецкий генерал Гудериан писал, что, пока у русских есть железнодорожная связь между Москвой и тылом, они могут переломить наступление Германии.

Заветные 22 минуты

Первое собрание, на котором решали, как работать в войну, прошло в главном рязанском депо уже 22 июня 1941 года. Многие тут же захотели уйти на фронт, более трёхсот работников записались в народное ополчение.

Ещё не было официальных распоряжений работать в выходные дни, но железнодорожники решили по собственному почину оставаться на местах неотлучно. Трудились под девизом «Работать за двоих». Эшелоны шли двумя потоками: одни везли эвакуированных в тыл, другие — бойцов на фронт.

Вскоре начались авианалёты. Железные дороги, вокзалы, станции были важной целью для вражеских бомбардировщиков. Но и под звуки разрывающихся снарядов шла работа. На счету — каждая минута. Если раньше переформи­рование поезда на узловой станции в Рыбном занимало около 40-50 минут, то теперь они справлялись вдвое быстрее. За всю войну ни один состав не простоял в Рыбном дольше 22 минут.

К ноябрю ударили морозы. Железнодорожники работали без перерыва, по ночам не имея даже возможности греться у костров — из-за светомаскировки. Всего за месяц Рыбное пропустило 60 тысяч вагонов с боеприпасами. При этом продолжались авианалёты. Только в один из дней на станцию сбросили более сорока бомб.

машинисты.jpg

Врагу путь закрыт

К концу ноября 1941 года немецкие войска оккупировали семь районов Рязанской области. Из одиннадцати железных дорог, соединяющих Москву с тылом, работать продолжали четыре. Ещё две были под угрозой: враг, продолжая наступление по рязанской земле, мог взять их.

Чтобы защитить ряжское направление, в Рязани начали строить бронепоезд на собранные работниками депо деньги. Люди оставались после смены; чтобы помочь, приходили в цеха пенсионеры.

Рязанское депо получило секретное распоряжение: собираться в эвакуацию, приготовиться взорвать железнодорож­ные объекты и разобрать часть путей на московском направлении. Но Рязань попросила не торопиться. И уже на следующий день Госу­дарственный комитет обороны приказал обеспечить сверхсрочное продвижение крупных воинских соединений на за­щиту Москвы.

Наши войска перешли в наступление. В Пензенской области сформировали 10-ю армию. В Рязанскую область силы оттуда перебрасывали по железной дороге. Для перевозки нужно было 152 эшелона.

10 декабря Рязанскую область освободили от врага. Дальше 10-я армия продолжила бои под Тулой.

Женское дело

Огромная часть работы в военные годы легла на плечи женщин. Трудились они и на железной дороге. Многим пришлось освоить специальность кочегара: чтобы поезд мог дойти из Рязани в столицу, вручную нужно было закинуть в топку паровоза 15-16 тонн угля.

Женской стала профессия кондуктора. Тогда кондуктор всю поездку стоял на открытой площадке последнего вагона, подавая сигналы. При себе нужно было иметь четыре больших фонаря, тяжёлую сумку с принадлежностями к ним и металлический тормозной башмак. Порой путь занимал несколько суток.

Газета «Сталинское знамя» в сентябре 1943 года писала об одной из работниц: «Комсомолка А.С. Лукашина имеет звание «Лучшего главного кондуктора Рязанской области», пришла работать на транспорт в 1941 году. Она быстро овладела профессией кондуктора. Обеспечивает быстрый приём поездов и хорошо организует вождение поездов экспрессами».

лунин.jpg

Верные лунинцы

Ставили рекорды машинисты. То же «Сталинское знамя»: «Машинист В.М. Никитин проводил поезда от Рязани до Шилова, не набирая воды, и таким образом сокращал оборот паровоза до восьми часов. Этот метод вождения поездов экс­прессами поддержали многие». При норме в 1 400 тонн Никитин смог провести поезд в 2 500 тонн на участке Рязань — Шилово.

Ещё один рязанский железнодорожник стал основоположником целого движения. Николай Лунин предложил машинистам самостоятельно чинить свои паровозы. К декабрю 1941 года в стране было уже 47 тысяч «лунинцев», перенявших его опыт. Государственный комитет обороны обязал внедрить опыт рязанца по всему СССР.

В 1942 году машинист-новатор стал лауреатом Госу­дарственной премии. На полученные деньги он позже купил эшелон угля — и повёл очередной состав в освобождённый Сталинград.

Александра Гудкова

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Елена Лебедева, ryazan.pgups.ru, vk.com/gorodtrudovoydoblesti
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров