Прислать материал

Пять святых обителей: монастыри Рязанской области, в которых стоит побывать

На Рязанской земле всегда были сильны традиции православия. Наши места на протяжении сотен лет славились своими обителями — со всей России стекались паломники в рязанские монастыри. И сейчас тысячи людей стараются побывать в святых местах Рязанщины, связанных с именами подвижников или хранящих чтимые иконы.

Расскажем о пяти удивительно красивых обителях, которые стоит посетить в Рязанской области. Каждая их них стала примером силы духа, милосердия и заботы и о ближнем.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупове

богослов-1.jpg

Одна из жемчужин Рязанщины — Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупове Рыбновского района. Его история начинается много веков назад — по преданию, обитель была основана в конце XII-го века. Первые насельники выбрали место для жизни и молитвы на широком просторе неподалеку от Оки. Пришедшие в эти места монахи принесли с собой редкостную святыню — икону Иоанна Богослова. Уже тогда этот образ был старинным — принято считать, что его написал в VI столетии сирота из Византии.

Эта икона стала главной святыней монастыря и хранилась здесь до начала прошлого столетия. С ней было связано немало чудес — в том числе защита монастыря от Батыя в 1237 году. По преданию, хан хотел разорить монастырь – но ему было видение, после которого он оставил при чудесной иконе свою золотую печать и обошел обитель стороной.

Столетиями монастырь рос и благоукрашался — но тяжелая пора настала для него в 1930-ом году. Монахов выслали, храмы начали разрушать, а чудотворный образ Иоанна Богослова таинственно исчез. Это стало трагедией — но и шагом к новой истории обители.

богослов-2.jpg

В 1988 году монастырь возвратили Церкви, а наместником его стал архимандрит Авель. Этого удивительного человека и сейчас вспоминают сотни тех, кто имел возможность общаться с ним. Батюшка Авель — так зовут его многие, — показал необыкновенный пример подвижничества и веры. Его трудами древняя обитель была возрождена из руин, а сам он стал духовным отцом множеству верующих со всей России.

Паломники, приезжающие в Пощупово, обязательно стараются побывать и на святом источнике — окунуться в него, набрать воды из родника. Еще одна достопримечательность обители — редкий фарфоровый иконостас в Успенском соборе, а в храме Иоанна Богослова можно поклониться мощам 120 святых.

Успенский монастырь в Выше

выша-1.jpg

Еще один древний монастырь Рязанской земли — Успенская Пустынь в селе Выша Шацкого района. Он ведет историю предположительно с XVI века, но стал особенно известен после 1827 года, когда одна из монахинь после бывшего ей видения принесла в обитель список Казанского образа Божией Матери. Чудотворная икона спасала во время эпидемий, с ней отправлялись крестным ходом по местам, где бушевала холера.

И, конечно, прославил обитель святитель Феофан. Столичный епископ, широко известный среди паствы, принял решение отказаться от жизни в городе и отправился в дальнюю обитель. Здесь спустя некоторое время ушел в затвор — переводил труды о Церкви, писал книги, вел обширную переписку, наставляя своих духовных детей.

Интересна история обретения мощей святителя Феофана. Он был погребен в Казанском храме обители — в советские годы она была разграблена и закрыта. Тайно, ночью, несколько священников и монахов попали в гробницу, руками перебрали землю и все частицы мощей были обретены.

выша-2.jpg

Позже, когда обитель вернули Церкви, восстанавливать ее приехали несколько монахинь. Они сами брались за тяжелейшую работу — вплоть до стройки, и их духовная сила и молитва дали плоды — сейчас это удивительное место. Посещая его, паломники вспоминают слова святителя Феофана: «Лучше Выши может быть только Царствие Небесное».

Монастырь Рождества Богородицы в Солотче

солотча-1.jpg

Монастырь Рождества Богородицы — один из самых посещаемых, поскольку в Солотче бывал практически каждый рязанец. Его основал в 1390 году великий князь Олег Рязанский. Однажды, гуляя в этих местах, правитель встретил двух монахов, разговорился с ними — и эта встреча изменила и жизнь князя, и судьбу этих мест. До самой смерти князь Олег Рязанский обустраивал обитель, постригся в монахи под именем Иона и был похоронен здесь же. Последние 12 лет князь вместо вериг носил под одеждой кольчугу — она хранилась в монастыре на протяжении столетий.

солотча-2.jpg

История монастыря была непростой — его разоряли поляки, в ХХ-ом веке здания пришли в запустение. С 1994 года началось восстановление древней обители. В 2001 году сюда вернули мощи благоверного князя Олега Рязанского.

Спасо-Преображенский монастырь в Пронске

пронск-1.jpg

Пронский монастырь известен удивительными видами, которые открываются с холмов над рекой Проней. Первые упоминания относятся к началу XVII века. Как он был основан и кто стоял у истоков создания обители, историкам выяснить не удалось, в документах значится кратко: «Когда и кем основана сия пустынь, неизвестно».

Но монастырь на протяжении долгого времени славился как место, где идет непрестанная молитва. Строились и украшались храмы, велось обширное хозяйство. Все это было утрачено после революции, а величественные строения из красного кирпича передали под другие нужды. История возрождения началась в 2011 году, а в 2013-ом монастырь был открыт.

пронск-2.jpg

Прошло всего десять лет с того времени — но обитель сложно узнать. В восстановление вложено огромное количество трудов, и дело не ограничивается реставрационными работами. В монастыре работает православный лагерь, что дает возможность приезжающим сюда школьникам узнать больше об истории этих мест и православных традициях, которым следовали здесь на протяжении веков.

Николо-Бавыкинский монастырь в Сараевском районе

никола-1.jpg

Еще один монастырь Рязанщины не столь известен, как Иоанно-Богословский, Успенский или Рождества Богородицы в Солотче — но каждый, кто бывал здесь, обязательно хочет вернуться. Речь идет о Николо-Бавыкинской обители в поселке Заря Свободы в Сараевском районе.

Он успел просуществовать до революции не так долго — община на месте будущего монастыря была создана в 1888 году, спустя пять лет она официально преобразована в женский монастырь.

В 1918 году монастырь закрыли — тогда здесь был величественный храм, несколько корпусов для монахинь. В монастыре было около двухсот человек. Те насельницы, которые не были сосланы в советское время, показали свою верность и крепость духа — десятки лет они жили в миру по монастырским правилам, сохраняя святыни обители — иконы, книги. Сохранить удалось и главную святыню окрестных мест — чудотворную икону Николая Чудотворца.

никола-2.jpg

Образ был найден около четырехсот лет назад в лесу, на роднике. С тех пор его начали почитать — по молитвам перед святыней происходили чудесные исцеления и приходила помощь. Сейчас здесь есть традиция — каждый год проходит крестный ход с удивительной иконой. В последние годы образ встречают с благовестом — звонят в полутонный колокол, который был отлит для колокольни обители в 1895 году и возвращен в монастырь в 2015-ом.

Варвара Рогаткина

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Сайты и соцсети Иоанно-Богословского, Успенского, Рождества Богородицы, Спасо-Преображенского, Николо-Бавыкинского монастырей Рязанской митрополии
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров