Город жизни: как Рязань помогала блокадному Ленинграду

9:42, 27 Января 2022

27 января — важная дата в истории Великой Отечественной войны. В этот день в 1944 году была окончательно снята блокада Ленинграда. Город был в осаде 872 дня. От голода, холода и болезней погибли минимум 632 тысячи человек. Для многих единственным спасением стала эвакуация. В числе городов, принимавших ленинградцев, была и Рязань.

«Возраст: 4 года. Причина смерти: крайнее истощение»

Поначалу Рязань не значилась в списке городов, куда собирались вывозить жителей блокадного Ленинграда: в первые месяцы войны наш город успел стать ближайшим тылом, отсюда уже начали эвакуировать предприятия. Но уже к концу 1941-го фронт стал отступать — а 23 февраля 1942 года станция Рязань-2 приняла первые составы со спасёнными ленинградцами.

Эшелонов с каждым днём становилось больше, порой они шли с промежутком в 3-4 часа. Когда к вокзалу прибывал очередной состав, первой в него входила медицинская бригада. Задачей врача было выбрать тех, кто уже не может продолжать путь. Самых слабых и больных сначала отправляли в медицинскую комнату на вокзале, а потом распределяли в эвакопункт. При нём было два изолятора на 80 коек. Вскоре стало понятно, что этого недостаточно: уже через месяц для блокадников организовали ещё 50 мест при железнодорожном училище; 150 мест дополнительно выделила городская больница.


В архивах не сохранилось списков ленинградцев, чей путь лежал через Рязань. Данные о них приходилось собирать по другим документам — запросам, докладным. Пожалуй, наиболее полную информацию можно почерпнуть из рапорта начальника эвакопункта Степана Михайловича Каляшина. Он указал: через Рязань прошло 110 эшелонов с 217 тысячами ленинградцев. Ещё 13 656 блокадников прибыли «неорганизованно». Более 500 человек остались в Рязани из-за болезней — сил продолжать путь у них не было.

Последняя формулировка, как правило, становилась приговором. Многих ленинградцев спасти уже было невозможно — сказывались последствия долгих голодных месяцев. Врачам оставалось порой только зафиксировать скупые данные в свидетельствах о смерти: «Волкова Валентина, 4 года, эшелон эвакуированных; крайнее истощение, авитаминоз», «Шкипер Евгения, 70 лет. Умерла в изоляторе эвакопункта от дизентерии. Крайнее истощение, полное отсутствие подкожного жир. слоя».

«В первую очередь выносили трупы. Их было очень много»

Иногда пара строк в архивах — единственное, что известно о блокадниках. Но за каждой строкой — история трагедии целых семей: «Андреева Тамара, 15 лет, доставлена в больницу Семашко. Родители умерли в дороге».

Всего с эшелонов было снято 596 умерших. Весной смертность пошла вверх. Продолжали умирать и в изоляторах. Только 28 марта 1942 года в рязанский морг доставили 103 тела.

Порой об умерших не было вообще никаких данных: «Направление в морг трупов ленинградцев: взрослых 6, дет. 3». Иногда информация дошла до нас лишь благодаря упоминаниям в сторонних документах; так, например, известно распоряжение о повторном использовании шинелей, которые сняли в морге с тел учащихся ленинградского ремесленного училища.

Хоронили блокадников на Скорбященском — сейчас участок с захоронениями зовётся Ленинградским кладбищем. Тут же установлен памятник — он символизирует прорванное кольцо блокады.


Но Рязань была не единственным пунктом на карте, где нашли последний приют умершие в пути блокадники. Тела снимали с эшелонов и на других железнодорожных станциях, где организовали специальные санитарные подразделения. Помимо Рязани, они были в Спасском районе на станции Ясаково и в Ряжске.

Известно, что в Спасском районе в братской могиле захоронено несколько десятков ленинградцев — имена 69 известны. В 2017 году в память о них в селе Троица установили поклонный крест.

В Ряжске умерших хоронили на местном Захупском кладбище. Там памятник установили в 1990-ом. На мемориале высечены строки из воспоминаний о тех далёких военных днях: «Эшелоны с блокадниками Ленинграда проходили через нашу станцию Ряжск-1. Составы прибывали ежедневно и состояли, в основном, из товарных вагонов, в которых были установлены печки "буржуйки". Когда открывался вагон, в первую очередь выносили трупы людей, которые скончались в пути от голода и холода. Они вырвались из блокады, но не пережили путь к спасению. Слёз не было, люди были измождены до предела, почти не могли передвигаться. Умерших отвозили на санях, запряжённых лошадьми, на Захупское кладбище, чтобы похоронить в общей могиле. Их было очень много...»

Место захоронения ленинградцев в Ряжске часто называют «малой Пискарёвкой» — по аналогии с Пискарёвским кладбищем Петербурга, где хоронили тех, кто умер в блокаду. В Ряжске на «малой Пискарёвке» часто проводят мемориальные мероприятия. Оставляют не только привычные красные гвоздики, но и кусочки чёрного хлеба — в память о скудных блокадных пайках, от которых зависела жизнь.


Рязанская «дорога жизни»

Немало блокадников погибло — но для тысяч из них маршрут через Рязанскую область стал дорогой жизни. Врачи выхаживали истощённых ленинградцев; жители деревень и городков у железнодорожных станций принимали их жить к себе.

Рязани, как городу, встречавшему блокадников, помогали из столицы — только за один месяц в 1942 году Рязанскому облисполкому выделили 200 тысяч рублей. Из них каждая эвакуированная из Ленинграда семья получила по 300 рублей. Выступили с инициативой и рязанские комсомольцы — они собирали детские вещи.

Именно детям тогда забота была нужней всего — многие в эвакуационной спешке остались без родителей, у кого-то все родные умерли. Только в Рязани с эшелонов сняли 93 ленинградских ребёнка, о близких которых ничего не было известно. Их распределяли по детским домам — отвозили в том числе в Пронск, в бывший Спасо-Преображенский монастырь. Сейчас на одном из зданий обители размещена мемориальная доска.


27 января 1944 года осада северной столицы была снята. Рязанская газета «Сталинское знамя» опубликовала заметку: «Приказ по войскам Ленинградского фронта возвестил 27 января о полном освобождении Ленинграда от вражеской блокады и от варварских артиллерийских обстрелов». Понемногу эвакуированные начинали задумываться о возвращении в свой родной город. Но были и те, кто решил остаться. День Победы в 1945-ом в нашем городе встретили около трёх тысяч ленинградцев — те, для кого Рязань стала местом, куда их привела дорога жизни.

Иллюстрации:  vk.com/ryazhsk4school , www.decornecropol.com , vk.com/russia_in_photo_official , Анна Добролежа/62ИНФО, Ирина Самойлова/62ИНФО





Последние новости: