Прислать материал

https://www.traditionrolex.com/48

Как наш город помог Победе? Подлинный военный дневник рязанской школьницы

В распоряжении редакции 62ИНФО оказался дневник ученицы Пощуповской школы, который та вела в 1941-1942 годах. Его страницы позволяют понять, как воспринималась война тогда и что переживали очевидцы тех дней, когда до Победы оставалось ещё четыре долгих года. Этим материалом мы продолжаем цикл о Рязани как городе трудовой доблести.

«Даже писать не хочется...»

Дневники особо ценятся историками. Это возможность уловить момент, узнать о событиях из первых уст. Сейчас, когда решается вопрос о присвоении Рязани звания Города трудовой доблести, такие свидетельства особенно важны.

Да, в Рязани не было боевых действий. Но что такое война, жители знали не понаслышке. Немецкие войска были в десятках километров от города. Сотни тысяч уроженцев региона отправились на фронт. Женщины работали в тылу. Ограничивали себя во всем, чтобы отправить необходимое бойцам.

Школьников тоже привлекали к работе. В городе они трудились на заводе, в селе — наравне со взрослыми выходили в поля. Вот лишь фрагмент дневниковой записи от 10 сентября 1941 года:

Так всё не радует, что даже писать не хочется. Вот уже второй день, как все мы, учителя и ученики второй ступени, с утра до вечера работаем в колхозе. Учение на целую неделю прекращено. Мы, ученики старших классов Пощуповской школы, должны были идти в Раменки для уборки 150 га овса. Это решение было принято и доведено до нашего сведения вчера. Директор собрал нас и объявил так, что, казалось, нельзя было не только не пойти, но даже возразить. Не проводя ни одного урока, нас отправили домой, чтобы к часу дня мы были снова в школе и отправились на работу в Раменки.

«Горюем, горюем...»

В колхозах в ту пору работали порой по 12 часов в сутки. Причём в основном трудились старики, женщины и подростки. Именно благодаря им Рязань отправляла на фронт один железнодорожный состав с продовольствием за другим. За годы войны сельское хозяйство области поставило более 65 млн пудов зерна, около 55 млн пудов картофеля, 11 млн пудов овощей и 3,5 млн пудов мяса.

Остаётся удивляться мужеству людей, которые выполняли свой долг — не зная, далеко ли Победа, но веря, что она обязательно будет нашей. Вести с фронта духа не поднимали: раз за разом сообщали о наступлении немецких войск.

24 октября 1941 года:

Особенно напряжёнными были дня два-три, когда мы с девчатами собирались на кухне и слово «германец» нескоро покидало нас. Горюем, горюем о страсти войны. Ужасно боимся приближения фронта. И так страшны издевательства немцев, а при приближении фронта должны быть ужаснее. Если я месяц тому назад писала, что взят Киев, то сейчас сданы уже Орёл, Брянск, Вязьма, Таганрог. Враг был в сорока километрах от Москвы, но сейчас как будто стоит дальше. Москва была в грозной опасности, в настоящее же время несколько ожила.

«Как мечтаем о белом хлебце…»

Приведём ещё несколько цитат, которые дают понять, что переживали люди в те годы. Ведь им приходилось не просто работать: каждый день был омрачён беспокойством за близких. Нехватка продуктов, близкие военные действия — лучше всего об этом расскажут сами записи того времени.

25 октября 1941 года:

Лишь изредка вздрагиваешь от более сильных звуков стрельбы. Когда идёшь домой, то вдруг кажется, что всё по-старому. Но вскоре опять — бах! — и пошло. Тревоги часто. Дивово разбомбили, Рыбному тоже досталось. Москву продолжают бомбить очень сильно. От наших писем уже давно нет.

22 ноября 1941 года:

Почему-то я очень хорошо помню сейчас впечатление утра. Проснувшись, я услышала сильные удары, похожие на раскаты грома. Когда не открываешь глаз, то кажется, что на улице бушует сильная гроза. Но это не раскаты грома. К нам доходят воздушные волны от сильных бомбёжек. Где-то сильно стреляют и бомбят.

28 марта 1942 года:

Так тяжело жить, что просто жутко. Ревели мы вчера с мамой ужасно из-за письма тёти Тани. Она пишет, что дядя Шура доживает последние дни. Просит что-нибудь съесть, а дать нечего, кроме хлеба. Спрашивает: «Когда я догорю?». Мама тоже сейчас чувствует себя плохо. Как её сразила война! Она совсем стала старуха. Как мечтаем о белом хлебце… Я дорогой только об этом и думаю.

Близкие бомбёжки, работа на износ, голод — обо всём этом мы читали в учебниках. Но те, кто пережил это сам, кто своим трудом внёс вклад в Победу, заслуживают, чтобы мы не просто знали, а уважали их подвиг.

Александра Гудкова

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  62ИНФО
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров