Новая старая жизнь рязанских парков

19:28, 26 Июля 2018

В 2018 году масштабные преобразования ждут четыре рязанских парка — ЦПКиО, парк Железнодорожников, Лесопарк и парк имени Гагарина. Работы здесь будут вестись в рамках программы формирования комфортной городской среды, а сами объекты, нуждающиеся в благоустройстве, выбирали сами жители — для этого власти провели народное голосование. В канун грандиозных преобразований, которые ждут зеленые зоны города, 62ИНФО вспоминает прошлое рязанских парков, которые ждет реновация.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА

Планировку самого крупного парка города, площадью около 71 гектара, разработала архитектурно-проектная мастерская имени академика Веснина. Одно из ведущих учреждений отрасли, созданное в 1931 году, к тому времени обладало солидной репутацией и разрабатывало крупные проекты, много работало в Москве. Проект Центрального парка культуры и отдыха разрабатывался столичной мастерской на основе генерального плана, одним из значимых направлений которого было развитие зеленых зон.


«Для строительства нового городского парка культуры и отдыха выделена значительная площадь - около 71 гектара, расположенная в юго-западной части города, в районе городской рощи. С юга территория ограничена улице 4-я линия, с западной стороны — улицей Городская роща и участком больницы Семашко, с севера — железной дорогой. За восточной границей парка находятся земли, отведенные под городскую застройку. Свыше 40% территории занято хорошо сохранившимися многолетними деревьями и кустарниками. Планировка парка решена с учетом максимального использования рельефа местности, предусматривается расширение до семи гектаров существующего водоема. Нет сомнения в том, что городской парк, расположенный в исключительно благоприятных природных условиях, станет излюбленным местом отдыха трудящихся нашего города, — сообщала газета «Приокская правда».


Издание знакомило читателей и с подробностями проекта будущего парка. Так, из газетной статьи можно было узнать о том, что городскими властями планировалась улица Ипподромная, на одной оси с которой предполагалось разместить одну из парковых аллей. В каждом уголке парка были запроектированы какие-то объекты — стадион «Трактор» (ныне ЦСК), водная и спортивная станции, причал для прогулочных лодок, выставочный павильон, зеленый театр, читальный павильон, парашютная вышка, павильон для летнего цирка. Были в парке запланированы рестораны и кафе, можно было купить и почитать свежую прессу, покататься на аттракционах — колесе обозрения, самолетах и «лодочках».

«Сооружения распределены по территории парка таким образом, чтобы создавалось ощущение простора, преобладало значение природного окружения», — отмечалось в газете.


После ввода Центрального парка культуры и отдыха в строй он вполне ожидаемо стал одним из самых посещаемых мест в городе. Здесь проводились выставки достижений коммунистического строительства, читались лекции, а также выступали московские и рязанские артисты.


Впрочем, не все было так идеально. В газетах 60-х годов можно найти и критику, а также предложения по улучшению работы парка. Так, в статье «Что обещает отдых в парке», опубликованной в газете «Приокская правда», авторы обращали внимание властей на необходимость установки указателей в парке, расширения музыкальной программы, улучшения работы газетного киоска,а также расширению фудкорта.


«В парке всего четыре палатки треста ресторанов и кафе. Разве они могут удовлетворить потребности населения? Нет, конечно. Нет в парке автоматов для продажи газированной воды, не завозится квас. Потому и оказывается, что в жаркие дни вечером здесь встает проблема утоления жажды», — отмечает издание.


ЛЕСОПАРК

Один из самых любимых горожанами парков был создан руками самих жителей на месте бывшего пустыря. Для скорейшего благоустройства территории устроили даже соревнование между районами — каждый спешил внести свой вклад в улучшение зоны отдыха.


«Трудящиеся города решили превратить этот уголок приокской поймы в летний парк отдыха. До самой реки были проложены асфальтированная дорога, троллейбусная и автобусная линии. Вдоль шоссе высажены многолетние деревья. По одну сторону шоссе силами учащихся разбит мичуринский сад — посажены яблони, сливы, вишни. По другую сторону вырос целый городок — здесь построено более двадцати павильонов постоянной сельскохозяйственной выставки. Летом в павильонах откроется пионерский лагерь на тысячу человек», — сообщала газета «Известия» в 1956 году.


Устройство Лесопарка было одним из значимых событий жизни города и широко освещалось в СМИ.

«Рабочие предприятий, служащие учреждений, учащиеся школ и студенты трех районов провели весенние посадки в лесопарке. Заложенный четыре года назад, он скоро превратится в самый большой, самый красивый, самый любимый уголок Рязани», — читаем в газете «Приокская правда» в 1959 году.


Интересно, что в региональных изданиях практически нет материалов о проходивших Лесопарке мероприятиях. Нескучно время можно было в городских парках, сюда же жители областного центра приходили за тишиной, пляжным отдыхом и приобщением к природе.

ПАРК ИМЕНИ ГАГАРИНА

В середине XX века начинается история другой зоны отдыха — в новом микрорайоне Приокский. Разбитый здесь парк заложили в честь успехов нашей страны в покорении космического пространства. Имя первого космонавта у него появилось не сразу — таким образом жители решили увековечить полёт Юрия Гагарина. Площадь парка — 133 тысячи квадратных метров - для местных жителей он всегда был центральной зоной отдыха. Кроме лавочек и дорожек, по которым можно было бродить, размышляя о важном, в парке была устроена сцена, где проходили музыкальные вечера и концерты самодеятельности. Благоустройством парка занимались работники Тяжпрессмаша и Станкозавода — именно по их инициативе и появился новый парк.


ПАРК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ

История парка железнодорожников — один из примеров социально ответственного бизнеса, говоря современным языком: зеленая зона в центре Рязани была устроена силами работников предприятий железнодорожной отрасли, так как находилась вблизи железнодорожных вокзалов.


Газеты середины прошлого века пестрят сообщениями о прошедших здесь субботниках, на которые выходили работники железнодорожных депо, сотрудники вокзалов Рязань-1 и Рязань-2, расположенных рядов, а также медработники открытой поблизости поликлиники, обслуживавшей железнодорожников. Традиционно здесь был установлен памятник Ленину, реконструирован стадион «Локомотив». К сожалению, сейчас представить, как выглядел парк железнодорожников сложно — сейчас большинство его территории занято парком аттракционов «Прио – Лэнд».

Иллюстрации:  личный архив автора, myryazanfoto.ru





Последние новости: