Прислать материал

Дежавю. Все за и против проекта реконструкции площади Ленина

Неделю назад стало известно о глобальной реконструкции площади Ленина. За это время проект успел пройти первую оценку общественного мнения. В целом он был тепло принят в соцсетях, о чём свидетельствуют результаты опросов в крупных пабликах. Если сравнивать с оценкой бренда Рязани, то реконструкцию площади встретили хлебом и солью. Споры вызвали два главных пункта: сужение проезжей части и продление улицы Горького. Приведёт ли инициатива к транспортному коллапсу — на этот и другие вопросы 62ИНФО рассказал член группы разработчиков архитектор Илья Стюхин.

Сквозной проезд по улице Горького

Сейчас водителю, чтобы попасть с улицы Горького на Первомайский проспект, надо повернуть на Краснорядскую, затем на Маяковского. За это путь рязанцам дважды встречается светофор. Разработчики проекта реконструкции площади предлагают продлить улицу Горького с соединить с Первомайским проспектом.

Горького

Как рассказал Илья Стюхин, это необходимо не только ради решения проблемы вышеописанного транспортного плеча.

«С нашей точки зрения проблема площади в том, что это один из немногих островков исторической застройки. Я говорю про улицы Кольцова, Краснорядскую и кварталы вокруг них. Сейчас они пребывают в запустении, потому что туда не хочет идти бизнес, так как проходимость очень низкая. Коммерчески это нерентабельно. Проходимость улиц маленькая, так как улицы Кольцова и Краснорядская полностью задействованы под нужды транспорта», — рассказал Стюхин.

Для тех кто давно не гулял на задворках площади Ленина, напоминает, что на улицу Кольцова выходит фасад торговых рядов, украшенный кондиционерами, вывесками и простыми входными группами. Здание от припаркованных машин отделяет узкая полоса тротуара и остаётся одна полоса для движения.

Кольцова

Аналогичная ситуация на Краснорядской, только полос движения здесь больше, а тротуар уже и покрыт толстой коркой льда.

Краснорядская

«Чтобы эти улицы и историческая застройка работали, необходимо автомобильный поток убирать», — отметил Стюхин.

Разработчики предлагают сделать улицу Кольцова односторонней с движением обратно общему потоку.

Схема

А увести машины c Краснорядской, продлив улицу Горького.

Схема

Сделать это предлагается за счёт ликвидации парковки. По словам Стюхина, проект сокращает примерно половину мест для стоянки авто. Точное количество назвать сложно, так как они плохо организованы. Именно этот вопрос беспокоит автолюбителей.

«У нас есть подземная парковка «Малины», есть огромная и почти пустая парковка около Центрального рынка. Кроме того, прорабатываются варианты размещения парковочных пространств в центре», — предложил варианты решения проблемы Стюхин.

В самом конце проекта слитого в сеть можно найти альтернативную версию, которая не предполагает сквозной проезд по Горького. Это свидетельствует о том, что разработчики готовы прислушаться к общественному мнению и имеют несколько запасных вариантов реновации площади в рукаве.

альтернатива

«На этапе разработки было сделано очень много вариантов. Есть вариант сделать движение по Краснорядской двусторонним, по одной полосе в каждом направлении. Есть вариант с другим направлением по улице Кольцова, введением левого поворота со стороны улицы Соборной на улицу Горького и так далее. Мы их все прорабатывали и пришли к тому, что оптимальный — представленный нами основной вариант. Но чтобы показать, что работа нами проведена и есть различные опции, мы дали и альтернативный. Он не меняет контур улично-дорожной сети. Как разработчики мы придерживаемся основного, считаем, что у него значительно больше преимуществ. Однако у людей должна быть возможность высказаться по каждому варианту», — отметил Стюхин.

Сужение дороги и праздники

Первомайский проспект имеет три полосы движения в каждую сторону, как и улица Соборная. Однако участок, находящийся на площади Ленина, расширяется до пяти полос в каждую сторону. Проект предлагает сделать одинаковыми эти участки дорожной сети.

Разработчики считают существующее количество полос нерациональным использованием территории. И на то есть ряд причин, среди которых не только узкий тротуар.

«Общественный транспорт, чтобы совершить остановку, должен пересекать несколько полос. К тому же у нас по правой полосе любят ездить лихачи. Мы хотим упорядочить дорожное движение, но при этом количество активных полос, которые используются интенсивно останется то же самое», — объяснил Стюхин.

площадь

Однако у проекта есть и бонусы для автомобилистов. Все основные городские праздники предлагается перенести с площади Победы на площадь Ленина. Последнюю на ряд праздников будут перекрывать. Однако вокруг площади Ленина больше объездных дорог: улицы Кольцова, Краснорядская, Кудрявцева, Семинарская и другие варианты для манёвра.

«Разрабатывая концепцию, мы анализировали улично-дорожную сеть от ЦПКиО до Лесопарка. Мы выделяли те улицы, которые менее всего сейчас загружены в часы пик. У площади Ленина более гибкая транспортная система, чем у площади Победы», — отметил Стюхин.

Он добавил, что по проектным предложениям изменения движения свое заключение должны дать специалисты.

Говоря о праздниках, хочется отметить, что главную ель Рязани также предлагается перенести на площадь Ленина. Напротив памятника Ленину разработчики предлагают ставить сцену, так что символ Нового года предлагают поставить в других точках.

ель схема

Есть два варианта: напротив торговых рядов у Краснорядской или на проезжей части.

Ель

«Выбранные варианты хороши тем, что ель просматривается со всех трёх ключевых направлений: Соборной, Горького, Первомайского проспекта», — отметил Стюхин.

Вопросы истории

Продление улицы Горького обосновано в проекте еще и тем, что оно восстановит былой вид площади. Но это не единственный исторический вопрос предстоящей реконструкции.

Летом прошлого года во время ремонта асфальта на площади была обнаружена древняя брусчатка. В настоящее время кусок брусчатки так и остался одиноко вскрытым. Как рассказал Стюхин, перед реконструкцией археологи будут проводить на площади исследование. Предсказать его результаты сейчас сложно, поэтому разработчики предлагают облагородить древнюю находку.

«Мы хотим восстановить историческую связь и способствовать восприятию атмосферы места. Мы не можем пока предугадать археологические находки. На данный момент наше решение таково: отметить место, дать к нему описательную часть. Рядом мы планируем поставить арт-объект, который бы показывал екатерининский план города, план 18 века, по которому построена вся центральная часть города», — рассказал Стюхин.

Фото памятник Ленину

Однако самый очевидный исторический символ на площади — памятник Ленину. По словам архитектора, вопрос его сноса или переноса в другое место не рассматривался проектной группой всерьёз.

«Площадь пережила множество событий, на ней когда-то была часовня, четыре здания торговых рядов, из них сохранилось только два, была перестройка, появился памятник, два больших дома, флангирующие улицу Почтовую. Сложился образ, он воспринимается, как узнаваемый. Он приятен. Мы не хотели на столько радикально вмешиваться, чтоб его ломать. Немного примирить город с его историей мы хотим, восстановить историческую структуру площади. Ломать то, что сохранилось до наших дней, нам бы не хотелось», — отметил Стюхин.

При этом территорию вокруг памятника предлагается гармонично присоединить к улице Почтовой. В настоящее время обрамляющие вождя деревья огорожены. Проект же предлагает пустить между деревьями две тропинки напрямую к Почтовой. Деревья при этом хотят сохранить.

Памятник

К слову об озеленении, в архитекторы предлагают полностью сохранить и дополнить сквер у торговых рядов со стороны Кольцова. С другой стороны деревья планируют снести. При этом зелёный островок будет увеличен, заново засажен и обустроен сухим фонтаном. Причина такого решения в плохом состоянии зелёных насаждений.

Дежавю

В прошлом году компания молодых специалистов уже разрабатывала важный для города проект. Тогда он был принят общественностью в штыки. По словам Стюхина, разработчики реконструкции площади были готовы к критике.

«Люди ответственно относятся к своему городу, они его любят и имеют право выдвигать свою критику. Я надеюсь, что нам получится построить диалог, будут публичные обсуждения, на которые люди смогут прийти, задать свои вопросы. Мы концепцию подготовили, но она не окончательная. Будут корректировки. У нас под каждое проектное решение есть обоснование, но если будут предложены варианты лучше или будут вскрыты какие-то недочеты, которых мы не заметили, то конечно решения могут быть откорректированы», — подчеркнул Стюхин.

Архитектор добавил, что проект не расстроил определенную группу. Среди противников есть и те, кто говорит о транспортном коллапсе, и те, кто указывает на ущемление прав пешеходов. По его мнению, это может свидетельствовать о том, что разработчикам удалось соблюсти баланс. Так или иначе рабочая группа готова встречаться с горожанами, слушать их мнение, вносить коррективы. Повторения истории не получается, скорее лёгкое дежавю.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Кристина Феофанова
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров