$ USD 91.95

 

€ EUR 100.37

Нацпроекты, цифровизация и уникальность. Интервью с кандидатом в ректоры РГРТУ Алексеем Зиминым

Рязанский радиоуниверситет готовится выбрать нового ректора. В кандидатах — действующий и.о, проректор по науке и бывший глава другого вуза, которому «радик» тоже не чужой.

Мы пообщались о будущем РГРТУ с Алексеем Зиминым, который участвует в выборах в качестве самовыдвиженца.

— Как вам удалось попасть в федеральный кадровый резерв Минобрнауки?
— Наверное, это результат того, как выстраивалась моя карьера в течение последних 20 лет после окончания университета. Опыт работы в разных учебных заведениях дал мне возможность использовать передовую управленческую практику. А те ступени, которые я прошел в своей работе, — аспирант, ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой, декан факультета, глава вуза — позволяют мне достаточно комплексно и эффективно видеть проблемы в университете.

Кроме того, определённым аргументом в пользу включения в кадровый резерв стала предложенная мной программа [развития РГРТУ]: министерство на аттестации поддержало её.

— В последнее время РГРТУ пережил много неприятностей — от лишения аккредитации до уголовного дела. Как вы планируете восстанавливать репутацию вуза?
— За последние годы университет потерял позиции в различных рейтингах. В рейтинге «Интерфакса» РГРТУ с 93-го места опустился более чем на сто позиций. Возможно, это связано с тем, что он немного затерялся среди вузов не только из ЦФО, но и из других регионов России, теряется его уникальность, хотя он и единственный в стране радиотехнический университет.

Любые нарушения и любые проблемы в университете связаны в первую очередь с функционированием системы управления. Решать проблемы, несомненно, нужно: возвращать аккредитацию аспирантуры и магистерских программ по 38-й группе и деньги, которые университет сейчас вынужден выплачивать в рамках уголовных дел.

Но прежде всего необходимо решить, как не допустить подобных ситуаций в перспективе. Для этого нужно грамотно выстроить управленческую структуру, чётко контролировать все процессы в университете, в том числе финансовые, учётную политику, вопросы реализации образовательных программ. И всё это в комплексе должно реализовываться в рамках определённой стратегии.

— Нужна ли радиоуниверситету разнонаправленность? Например, подготовка экономистов.
— На самом деле, РГРТУ уже не первое десятилетие ассоциируется с подготовкой не только специалистов инженерной направленности, но и экономистов, умеющих работать именно на промышленных предприятиях. На сегодняшний день нельзя говорить о том, что вуз может работать без грамотных, высококвалифицированных и эффективных экономистов, которые составляют четверть от всех студентов университета.

Самый важный аспект — подготовка экономистов в РГРТУ уникальна, потому что проходит на площадках предприятий реального сектора и экономисты выходят во внешнюю среду максимально подготовленными к реалиям, в которые они попадают. Значимо и качество их знаний, имеющих прикладной характер.

Экономисты (и не только они) однозначно необходимы в университете. Возможно, стоит даже задуматься о корректировке спектра направлений, ориентируясь на тенденции внешней среды. Сегодня очень активно развивается цифровая экономика, и университету необходимо быть на передовой.

— Как вы объясните необходимость новых управленческих практик тем службам РГРТУ, которые не хотят ничего менять?
— Для управления любой организацией, будь то вуз или коммерческая структура, нужны современные методы. РГРТУ — достаточно крупное учреждение, которое требует эффективных управленческих процессов и решений. А правильные решения можно принимать только тогда, когда для этого есть хорошая основа.

Система администрирования должна быть направлена на то, чтобы руководство университета могло оперативно и качественно принимать управленческие решения, приносящие необходимый результат. Применительно к РГРТУ основные изменения в администрировании должны быть связаны с повышением уровня информатизации.

Сейчас многие процессы, связанные с передачей информации и документооборотом, ведутся в устаревшем формате, можно сказать, в амбарной книге. Внедрение современных информационных систем, новых облачных технологий и интернет-ресурсов позволит повысить производительность и эффективность управления и сделает его максимально удобным и прозрачным инструментом для принятия управленческих решений.

— Перейдём к вашей программе развития. В ней вы перечислили полтора десятка проблем, которые стоят перед РГРТУ. Какую из них нужно решить первой?
— Ключевой аспект, на который необходимо обратить внимание в первую очередь, — отсутствие у университета единой цели развития. Большинство проблем связано именно с тем, что идущие в вузе процессы не увязаны в единую стратегию, цели подразделений не согласовываются между собой. Поэтому мы и видим сейчас такой букет проблем.

Общая цель должна быть структурирована по направлениям, задачам и должна иметь измеряемые показатели. Факультетам, кафедрам — всем подразделениям нужны свои стратегии, основанные на стратегии вуза, и их реализация должна привести к достижению общей цели — развитию университета, повышению его статуса как на российском, так и на международном уровне.

— В программе развития РГРТУ вы указываете, что главный вызов — рост ценности человеческого капитала — перекликается с нацпроектом «Наука». Согласно ему, в российских вузах нужно создать привлекательные условия работы для отечественных и зарубежных специалистов. Как этого можно достичь в радиоуниверситете?
— РГРТУ — уникальный вуз, он выпускает специалистов таких направлений, по которым готовят немногие российские университеты. Студенты «радика» востребованы и на предприятиях ОПК, и в гражданском секторе. Специфика вуза позволяет быть интересным для внешней среды в качестве поставщика не только кадров, но и научных исследований, инновационных разработок. Развитие направлений, которые интересны промышленности, позволит привлечь внимание высококлассных специалистов, как российских, так и иностранных.

Но привлекательность должна дополняться созданием условий для работы. Это, во-первых, хорошая материально-техническая база, эффективное сотрудничество с университетами других регионов, использование сетевых ресурсов, которые позволят с минимальными финансовыми затратами расширить возможности вуза, а также найти и усилить направления исследований и разработок, которые на сегодняшний день достаточно востребованы во внешней среде и в которых может добиться успехов наш профессорско-преподавательский состав.

— А как можно сделать вуз привлекательнее для абитуриентов? В чём будет заключаться «добавленная стоимость» будущих выпускников?
— На мой взгляд, любой университет должен создавать такие условия, чтобы преподавателям было комфортно работать, а студентам — учиться. Но мы прекрасно понимаем, что комфорт работы и престиж учёбы обусловлены комплексом факторов.

Университету необходимы определённый статус и имидж на рынке образовательных услуг. То есть он должен быть ведущим не только в регионе, но и на межрегиональном уровне. Этого можно достичь, выстроив эффективные взаимосвязи с вузами из других городов и стран: так университет покажет студенту или абитуриенту разнонаправленность траекторий подготовки специалистов.

С одной стороны, нужен индивидуальный подход к каждому студенту, а с другой, эта индивидуальность должна быть максимально унифицирована для качественной работы в рамках образовательных стандартов. То есть нужно создать некий принцип обучения, чтобы студент мог не просто просидеть несколько лет на лекциях, а выстроить траекторию, которую посчитает необходимой для себя и которая позволит ему быть конкурентоспособным на рынке труда.

А конкурентоспособность зависит также от того, насколько высоко вуз ценится во внешней среде — среди работодателей, международных партнёров, коллег из межвузовского сообщества. И вот это взаимодействие с внешней средой позволяет сформировать в университете комфортные условия как для студентов, так и для сотрудников.

Ещё один важный аспект — привлечение молодых специалистов и их «удержание» в университете. Для молодёжи большую роль играет и социальная обеспеченность. В этом направлении тоже можно работать: в своё время сотрудникам университета давали квартиры, и я думаю, что помощь с жилищным вопросом могла бы привлечь и удержать перспективных молодых специалистов.

— Какие проблемы существуют в финансовом плане? Как повысить зарплату в вузе и премии — например, за научные публикации?
— Это комплексный вопрос. Любой университет сможет привлекать дополнительные финансы, если станет привлекательным для внешней среды. Сейчас и «майские указы» президента, и системная работа Минобрнауки России позволяют ожидать, что зарплаты продолжат расти, но рассчитывать только на бюджетные деньги сейчас нельзя. Необходимо привлекать дополнительные средства — за счёт коммерческого обучения, развития системы дополнительного образования и максимально эффективного использования научного потенциала (то есть привлекать средства по линии научных исследований и разработок).

Важная задача здесь — коммерциализация очень большого интеллектуального потенциала, который есть у вуза. Необходимо грамотно выстроить систему, а в перспективе проводить исследования и создавать разработки по заказам бизнеса.

— Каковы ключевые компетенции РГРТУ и как они могут удовлетворить потребности региона и ускорить его развитие по основным направлениям?
— Исторически радиоуниверситет был и остаётся основным поставщиком кадров для радиоэлектронной промышленности. В экономике региона достаточно предприятий, работающих в этой сфере. Но мы понимаем, что внешняя среда меняется и университету необходимо меняться вместе с ней.

Использование современных информационных и цифровых технологий в подготовке кадров позволит промышленности области развиваться в направлениях, по которым ставятся задачи на государственном уровне. Это, в частности, развитие цифровой экономики и цифровизация реального сектора. В данном случае университет, помимо подготовки кадров, должен наращивать потенциал в части научных исследований, программной инженерии, электроники и наноэлектроники. Потому что любая промышленность развивается и работает эффективно только тогда, когда есть новые идеи.

Думаю, что для региона РГРТУ должен стать неким научно-образовательным центром по подготовке кадров для цифровой экономики.

— Кстати о научно-образовательных центрах. Нацпроект «Наука» предполагает создание в стране минимум 15 центров мирового уровня. Возможно ли создать НОЦ на базе РГРТУ?
— На мой взгляд, сначала необходимо усилить потенциал университета, нарастить материально-техническую базу и объём научных исследований.

На данном этапе можно активно участвовать в создании НОЦ. Как правило, они создаются на базе нескольких университетов из разных регионов, и уже сейчас у меня есть несколько предложений от вузов об участии. Повторюсь: у РГРТУ довольно уникальное направление как в части подготовки кадров, так и в части научных исследований, и это действительно может сыграть решающую роль.

— О каких вузах речь?
— Предложения поступают от Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова, от Мордовского государственного университета. У первого очень активно развивается научное направление, а у второго есть мощная материально-техническая база. Плюс взаимодействие с Ассоциацией вузов Черноземья, участники которой имеют сильные позиции в ЦФО и готовы активно сотрудничать с РГРТУ.

— В этом году Минобрнауки может закрепить понятие «ведущая образовательная организация высшего образования» на законодательном уровне, что означает дальнейшую дифференциацию вузов в плане финансирования. Какое место в этой классификации займет РГРТУ?
— Дифференциация вузов действительно продолжается. Я думаю, что у РГРТУ есть потенциал стать ведущей образовательной организацией. Но этот потенциал необходимо эффективно использовать, а также качественно и наглядно представить его внешней среде, что пока происходит не в должной мере.

— Каковы перспективы сотрудничества РГРТУ с другими вузами, в том числе иностранными?
— Как я уже сказал, РГРТУ — в значительной степени уникальный вуз, он очень интересен партнёрам и в России, и за рубежом с точки зрения как подготовки кадров, так и научных исследований. Не секрет, что многие учёные и специалисты университета регулярно выступают на различного рода конференциях высокого уровня по всему миру.

Думаю, именно эта уникальность обуславливает перспективы РГРТУ. Очень сильно развиты и радиоэлектроника, и разработка средств связи, и обработка информации, и космические технологии. Здесь необходимо приложить усилия, чтобы максимально эффективно реализовать этот потенциал: нужно вкладываться в учёных и в их разработки. Без вложений невозможно получить отдачу на международной арене. Вуз будет востребован только тогда, когда о нём узнают и смогут понять, где и как использовать его потенциал.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  личный архив Алексея Зимина
Читайте 62ИНФО