В Рязани выступил врач, готовивший Юрия Гагарина к полету в космос

10:40, 24 Мая 2017

23 мая, во вторник, в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина с лекцией выступил Леонид Китаев-Смык - врач, готовивший Юрия Гагарина к полету в космос. Он рассказал рязанцам о том, кто мог стать «космонавтом №3» и раскрыл правду о «Времени первых».

Леонид Александрович стал гостем проекта «Циолковские вечера», посвящённого 140-летию со дня рождения К.Э. Циолковского. Старший научный сотрудник Российского института культурологии РАН, Заслуженный испытатель космической техники Федерации космонавтики России, широкому кругу больше известен как врач, работавший с Юрием Гагариным перед его полётом в космос.


По рассказу гостя, первые космонавты, кандидатуры которых были отобраны для полётов, прошли тщательную проверку. В числе учитываемых критериев были честность и умение не поддаваться на лесть и подкуп, преданность делу и умение прыгать с парашютом - после первых полётов человек должен был приземляться отдельно от спускаемого аппарата. Тренировались космонавты в обстановке строжайшей секретности, нарушения режима карались строго, а решение не подлежало обсуждению.

Так, например, был отчислен из отряда Григорий Нелюбов, который должен был стать космонавтом №3. Ему, как и коллегам, даже сделали соответствующее удостоверение, но документ не пригодился. В мемуарной литературе есть версия о том, что Григорий Нелюбов поссорился с патрулём, однако, как отметил Леонид Китаев-Смык, это не так: на самом деле он вышел на улицу за лимонадом, а делать это было категорически запрещено. Этот проступок стоил Григорию Нелюбову карьеры: он был переведён на Дальний Восток, а там его судьба сложилась трагически - он покончил жизнь самоубийством.

Те, кто остался в отряде, продолжали подготовку к полёту. На специальных тренажёрах отрабатывались все ситуации, которые могут возникнуть в космосе. Устройства, пусть и не всегда совершенные, позволяли смоделировать ручной спуск корабля, а также создать иллюзию планет, которые предстояло пролетать. Те, кто уже побывал на тренажёрах, выполняли роль оператора, контролируя действия своих товарищей. Учитывались малейшие нюансы. Например, по словам лектора, выяснилось, что Гагарин страдал скрытой леворукостью: на всех снимках он всегда держится за опору левой рукой.

Условия невесомости создавали на настоящем самолёте Ту-104. Мощное судно быстро набирало высоту, а затем двигалось по параболе, создавая на полминуты невесомость, необходимую, чтобы отрепетировать своё поведение в космосе. Контролировал подготовку космонавтов не только Королёв, но и генерал Каманин. Молодые офицеры, отметил Леонид Китаев-Смык, шутя называли начальника «Баба-Яга» - из-за его строгости по отношению к подчинённым.

Впрочем, реальные условия, в которых приходилось находиться космонавтам, были далеки от модельных. Во внештатных ситуациях на первый план выходило умение лётчиков действовать быстро и самостоятельно принимать решения. Одна из таких ситуаций, произошедшая с Алексеем Леоновым, показана в фильме «Время первых», который недавно вышел на экраны. Роль космонавта, которому пришлось в буквальном смысле бороться за жизнь во время полёта, сыграл Евгений Миронов. По словам Леонида Китаева-Смыка, фильм ему понравился: создатели смогли достоверно изобразить эмоции и правдиво воссоздать ситуацию. Немалую роль в успехе картины, отметил лектор, сыграл сам Леонов, который работал на «Времени первых» в качестве консультанта.

Лекция Леонида Китаева-Смыка завершила цикл «Циолковских вечеров» в этом сезоне. Проект уходит на летние каникулы и возобновит свою работу только осенью.

Автор:  Наталья Бирюкова
Иллюстрации:  Наталья Бирюкова





Последние новости: