Прислать материал

ТОП экспонатов Рязанского художественного музея. Часть 2

Рязанский художественный музей несколько лет назад отметил столетие. У музея есть стратегия развития, рассчитанная до 2025 года. Помимо роста посещаемости и высокого статуса выставок, документ предполагает создание маршрута «Рязань художественная». Поэтому музей — это не нечто застывшее во времени, это островок бессмертного творчества и постоянного изменения нас, его гостей.

Здание самого музея, видел, наверное, каждый рязанец, но, к сожалению, не каждый в него заходил. Мы искренне надеемся, что учреждения культуры не закроют снова из-за пандемии, и вы сможете посетить художественный музей в предстоящие зимние каникулы.

Мы уже рассказали в небольшой подборке о нескольких интересных экспонатах музея. Представляем вторую часть.

2021 год объявлен годом Александра Невского в России. В Рязани есть его уникальный портрет

Соответствующий указ «О праздновании 800-летия со дня рождения князя Александра Невского» подписал президент Владимир Путин. А в рязанском музее как раз оказался уникальный портрет легендарного воина и правителя.

Парсуна Федора Лысова «Александр Невский» является единственным известным произведением этого автора. Холст датирован 18 веком, временем, когда само понятие «парсуна» уходит в прошлое, уступая место полноценному светскому портрету.

В связи с этим закономерно, что несмотря на тяготение произведения к парсуне и сарматскому портрету, в его колорите все же прослеживаются приметы нового времени. Тень и свет теплые, цветовой контраст художник практически не использует, останавливается, в основном, на тональном. Красный цвет — символ царственности — доминирует в произведении. В чёткий уравновешенный треугольник вписываются красный царский венец и рукава шубы, красные рефлексы падают на золотой кушак, руку, лицо и отчасти бороду.

Лысов Ф. Александр Невский.jpg

Установить авторство парсуны «Александр Невский» для музейных работников не составило труда — на обороте холста помещается надпись, дублированная реставраторами во время работ в 1972 — 1990 годах: «№ 26 коллежскаго асессора Петра Хлебникова, писал живописец Федор Лысов 1771 году». Однако никаких данных об авторе произведения получить не удается — это единственная подписная работа Федора Лысова, известная на сегодняшний день. А вот о личности первого владельца и вероятного заказчика произведения сведения есть: это коломчанин Пётр Хлебников —генерал-аудитор-лейтенант, известный библиофил, основатель Хлебниковской библиотеки.

Архангел Михаил, подчеркнувший самостоятельность Рязанского княжества

Святой архангел Михаил — архистратиг, глава небесного воинства и покровитель императоров, князей и ратной славы.

Икона «Архангел Михаил Лоратный с Чудом в Хонех» происходит из Архангельского собора Рязанского кремля. Уникальная в своей иконографии, не имеющая аналогов, кроме позднейшего списка, эта икона самим своим появлением в начале XVI века призвана была подчеркнуть самостоятельность Рязанского княжества, обозначить особое небесное покровительство его правящей династии. Соединение в одном памятнике иконографий репрезентативного и повествовательного характера не случайно – облаченный в одежды византийских императоров Архангел Михаил напоминает о священности княжеской власти, а эпизод с Чудом в Хонех призван обозначить готовность высших сил прийти на защиту праведников, подвергшихся опасности. Драматические обстоятельства последнего

двадцатилетия существования Рязанского княжества ясно читаются в идейной программе памятника.

Мастерство, с которым написана эта икона, отсылает нас к произведениям византийского круга. Размеренность и точность композиции, тонкий колорит и лиричные контуры фигур формируют пространство сакрального образа, в котором столкновение горнего и земного обозначено с монументальной ясностью.

Архангел Михаил Лоратный с чудом в Хонех.jpg

Икона «Архангел Михаил лоратный с Чудом в Хонех» не имеет аналогов среди сохранившихся памятников. «Лор» — лента поверх одежд архангела на рязанской иконе включает в себя 16 медальонов с погрудными графичными изображениями ангелов. В нижней части композиции справа изображен сюжет из чудес архангела Михаила — «Чудо в Хонех». В селении Колоссах или Хонех возле храма появился целебный источник. Язычники решили разрушить храм, погубить молящихся христиан и уничтожить источник, соединив воды двух рек и направив на храм. Но по молитвам угодника Божия Архиппы явился Архангел Михаил и ударом жезла вверг воды внутрь скалы, защитив христиан от врагов.

«Архангел Михаил лоратный с Чудом в Хонех» — храмовая икона Архангельского собора Рязанского кремля, которая находилась в местном ряду иконостаса. Исследователи датируют икону в интервале от 80-х годов XV века до начала XVI века, относя памятник к немногим уцелевшим образцам предполагаемой местной школы.

Филипп Малявин и его виденье национального характера, принесшее художнику всемирную славу

Филипп Малявин, выходец из крестьян Самарской губернии, приобрёл имение в деревне Аксиньино недалеко от Рязани, где прожил около 20 лет. Здесь были созданы многие его масштабные полотна, утверждавшие новый подход к крестьянской теме, связанный с поиском национального идеала: крестьянские портреты-типы, знаменитые «малявинские бабы» и «девки», принесшие автору всемирную славу.

«Мужской портрет» (1916 год) входит в число крестьянских портретов-типов, написанных Ф.А. Малявиным в преддверии революционных событий. Для большинства из них характерен тёмный, мрачный колорит и столь же мрачные образы, далекие от жизнеутверждающих красочных полотен художника предшествующего периода.

Долгое время «Мужской портрет» ассоциировался с образом Григория Распутина, хотя написан он в рязанской деревне. Произведение относится к типу жанрового портрета, получившего распространение в русском искусстве начала ХХ века. Опуская множество бытовых подробностей, художник сосредоточил внимание на заострении характера, социально-типических особенностей модели. Пластическое решение соответствует образу: темная и плотная манера письма, нарочитая «незаконченность» работы, когда белые нетронутые участки холста контрастируют с пастозной живописью изображения, рождают специфические колористические эффекты, усиливающие эмоциональное воздействие произведения.

Малявин Ф.А. Мужской портрет.jpg

В историю русского искусства рубежа XIX-XX веков Малявин вошёл как художник-новатор. Его масштабные полотна, написанные широкой динамичной кистью, утверждали новый подход к крестьянской теме, связанный с поиском национального идеала.

Примечательно, что «Старик у очага» (1915 год) поступил в музей в первые годы его существования с единственной в России прижизненной персональной выставки Малявина, состоявшейся в Рязани в 1919 году.

Эту картину можно назвать вершиной крестьянского портрета Малявина 1910-х годов по выразительности и психологической содержательности образа.

Малявин Ф.А. Старик у очага.jpg

В преддверии великих исторических перемен художник почувствовал и передал особые грани народного характера: долготерпение, граничащее с затравленностью, и одновременно способность к отчаянному и безрассудному бунту.

Василий Кандинский и психологическое состояние человека

Живописец и график Василий Кандинский учился в студии в Мюнхене, и стал одним из основоположников абстрактного искусства.

Он стремился не к изображению предметов, а к выражению языком изобразительного искусства отвлечённых понятий и эмоций через предельное обобщение натуры или полный отказ от неё.

Представленная в экспозиции акварель «Беспредметная живопись» (1915 год) построена на сочетании спонтанно возникающих линий, точек, плоскостей. В беспредметных композициях-симфониях Кандинский приближает язык живописи к музыке, проводя параллель между способностью цвета и звука отражать эмоциональное и психологическое состояние человека.

Кандинский В.В. Беспредметная живопись.jpg

Без голландцев не обойтись

XXVII век в истории — «золотой век голландской живописи», он получил такое название не только потому, что подарил миру великих живописцев Рембрандта, Яна Вермеера и других, но и благодаря появлению так называемых «малых голландцев». «Малые» они не по талантам, а по размерам холстов и сюжетам из жизни, пользовавшимся огромной популярностью у населения.

Среди них одно из самых видных мест принадлежит Адриану ван Остаде, который признан основателем крестьянского жанра в голландском искусстве. Испытав влияние Рембрандта, Остаде использует в своих живописных композициях золотисто-коричневый колорит, мастерски овладевая полутенями. В XVII веке историки искусства вообще ставили имена этих художников в один ряд.

Произведения малых голландцев нашли своих почитателей и в России, в частности, Петр I высоко ценил творчество ван Остаде. Полотна живописца привлекают искренней любовью к своей стране и ее народу со своей теплотой, лучистым юмором, мягкими очертаниями и живостью.

В экспозиции западноевропейского искусства Рязанского художественного музея в зале малых голландцев представлены две работы Адриана ван Остаде: жанровая сценка «Странствующие музыканты» 1655 года и интерьер «В сарае», датируемый 1639 годом. Это самая ранняя работа художника в музеях нашей страны, включая собрание Эрмитажа.

Остаде Странствующий музыкант.jpg

Остаде_В саре_544ж_PAN0638.jpg

Музей находится в Рязани на улице Свободы, дом № 57. Сайт и страница «ВКонтакте».

Режим работы: ежедневно с 11:00 до 19:00 (вход до 18:00), кроме понедельника и первой пятницы каждого месяца.

Телефоны:

+7 (4912) 28-04-24

Заказ экскурсий: +7 (4912) 44-18-83.

Касса: +7(4912) 44-18-83.

Ирина Орлова

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Иллюстрации:  Рязанский художественный музей
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров