Прислать материал

Рязанцам рассказали о том, что роднит наш город с Парижем

Автор проекта «Я вам покажу!» Ксения Паначева провела экскурсию по улочкам родного города и рассказала рязанцам об одном из основоположников неорусского стиля, а также о том, что объединяет Рязань и Париж.

Неорусский стиль, зародясь в столице в конце ХIX века, быстро проник в провинцию. Русские помещики, следуя моде, принялись строить дома с кокошниками, богато украшенными причудливой резьбой.

деревянное кружево.jpg

Иван Николаевич Петров, больше известный под псевдонимом Иван Павлович Ропет, - один из родоначальников неорусского направления в архитектуре. Факт, что он сменил не только фамилию, но и отчество, объясняется просто. Потеряв обоих родителей, Иван Николаевич воспитывался дядей по имени Павел, а в фамилии-анаграмме «Ропет» легко можно прочитать «Петров».

Ропет сотрудничал с очень популярным в 70-80 годах ХIX века журналом «Мотивы русской архитектуры». На его страницах ежемесячно публиковались подробные проекты и эскизы домов. Они преподносились как образцовые планы построек, рекомендованные для возведения по всей стране. Можно было просто воспользоваться журналом и соорудить дом по готовому проекту, или позаимствовать идею для того или иного элемента.

Строение № 19 по улице Салтыкова-Щедрина в Рязани (часть усадьбы генерала И.А. Соболева) – типичный пример заимствования декоративных элементов. Оно богато украшено деревянным «кружевом».

Сохранившийся усадебный комплекс включает три жилых дома (№ 19-23), хозяйственную постройку и амбар. Они построены из корабельного леса. Когда-то здесь были ещё и конюшня, каретный сарай, парк с большим садом, беседка в венецианском стиле… После Соболева усадьбой владел П.М. Попов, родственник изобретателя радио.

дома 19-23.jpg

По проекту того же Ропета был сделан русский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Наличники дома № 55 по Вознесенской улице тоже практически скопированы у знаменитого архитектора. Обрамление двух окон на левой стороне строения выполнено в виде кокошников со свисающими «полотенцами». Крыльцо- теремок, к сожалению, не сохранилось, но все равно - прослеживается общее в декоративных мотивах рязанских домиков и строений, представленных на парижской выставке...

Дом 55.jpg

Таким образом, проекты Ропета, растиражированные на страницах архитектурного журнала, нашли немало поклонников во всех уголках страны, не исключая Рязань, и пленили своей красотой иностранцев. Благодаря нему город прирастал зданиями, выполненными в исконных народных традициях.

Напомним, ранее мы уже рассказали об истории дома купца Селиванова на Первомайском проспекте, с которой начиналась экскурсия.

Больше новостей в нашем Telegram-канале и в группе ВКонтакте. Подписывайтесь - и будьте в курсе главных событий.

Автор:  Евгения Юдаева
Иллюстрации:  Евгения Юдаева
Читайте 62ИНФО


Новости партнеров